Антитеррористическая безопасность

Письмо МОН и МП КК от 03.04.2024 г. № 47-01-13-5803/24 «О направлении информации».

Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.

Антитеррористическая безопасность

В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости в образовательных учреждениях особо актуальна и остаётся приоритетной как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования.

Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого. Тем не менее, общество обязано предпринимать всё возможное для обеспечения должного уровня защиты. Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, поскольку от этого зависят жизни детей. Активно ведётся работа по созданию специального комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения: укрепление материальной базы; стабильно действующая профилактическая работа, направленная на усиление внимания персонала образовательного учреждения к проблеме терроризма; формирование навыков оперативной и своевременной реакции на угрозу терроризма.
Алгоритм действий в условиях чрезвычайной ситуации при угрозе или осуществлении террористического акта
I. При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (ВУ)
1. Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:

Наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, скотча, изоленты;
Подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
Характерный запах миндаля или другой необычный запах, исходящий от предмета.
2. Причины, служащие поводом для опасения:

Нахождение подозрительных лиц на территории образовательного учреждения (ОУ) перед обнаружением предмета;
Угрозы по телефону или в почтовых отправлениях.
3. Действия:

Не подходить, не трогать, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет;
Воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильного телефона;
Немедленно сообщить по телефону 02 об обнаружении подозрительного предмета;
Зафиксировать время и место обнаружения предмета;
Освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100м;
По возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны с соблюдением мер предосторожности;
Организовать экстренную эвакуацию учащихся и персонала из здания ОУ, не сообщая, во избежание паники, об угрозе взрыва;
По прибытии представителей правоохранительных органов действовать по их указанию.
II. При захвате террористами заложников:
1. Действия администрации ОУ:

Немедленно сообщить в правоохранительные органы о ситуации, сложившейся в ОУ;
Принять меры по обеспечению беспрепятственного прохода (проезда) на территорию ОУ сотрудников МВД, МЧС, ФСБ, автомобилей скорой медицинской помощи;
С прибытием сотрудников спецподразделений МВД, и ФСБ сообщить имеющуюся информацию;
Не противоречить террористам, выполнять их требования, если это связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;
Не провоцировать действия, которые могут повлечь за собой применение террористами оружия;
По своей инициативе в переговоры с террористами не вступать.
2. Действия заложников в режиме ожидания.

Не допускать действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и вызвать человеческие жертвы;
Терпеливо переносить лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза террористам;
Не вести себя вызывающе, вести себя покладисто, спокойно и по возможности миролюбиво;
Внимательно следить за поведением террористов и их намерениями;
Выполнять требования террористов, не противоречить им, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, стараться не допускать истерик и паники;
Спрашивать разрешение на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет, достать платок из сумочки или из кармана); не падать духом и при наличии удобной и безопасной возможности выйти из здания;
При ранении стараться не двигаться, сократив тем самым потерю крови;
Постараться снять стресс любым удобным способом, не вызывать негативной реакции террористов (дыхательные упражнения, самомассаж напряженных участков шеи, тихий разговор с соседом, аутотренинг, медитация).
3. Действия заложников при освобождении:

При первых признаках газовой атаки приложить к носу и рту носовой платок или любую другую ткань или часть одежды, по возможности, смоченную водой, соком или другой жидкостью;
При штурме здания лечь на пол лицом вниз, прикрыв голову руками и не двигаться;
Если есть возможность – держаться подальше от проемов дверей и окон;
Ни в коем случае не бежать на встречу сотрудникам спецслужб или от них, т.к. они могут принять заложника за террориста.
4. Эвакуация пострадавших.

Эвакуация учащихся и персонала, пострадавших при совершении террористического акта, осуществляется в поликлиники и больницы с вызовом автомобилей скорой медицинской помощи и, при необходимости, другим транспортом.

  1. Письмо УОН г. Сочи от 01.04.2022 г. № 2063-26.01-21 «О направлении информации».
  2. Методические рекомендации для субъектов РФ по планированию и информационному сопровождению мероприятий в рамках выполнения комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 годы.
  3. Письмо УОН г. Сочи от 01.12.2021 г. № 7920/26.01-20 «О порядке размещения информационных материалов «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».
  4. Памятка сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»
  5. Информационная памятка для обучающихся для размещения на официальных интернет-ресурсах
  6. Памятка для обучающихся об информационной безопасности детей
  7. Памятка для родителей об информационной безопасности детей
  8. Буклет «Правила поведения на железной дороге»